Программа межрегиональной научно-практической конференции
«Библиотека – перекрёсток национальных литератур»

Акция «Бикчентаевские чтения»

Итоги республиканского конкурса на лучшего руководителя детского чтения
«Растим читателя»
 

! Положение о городском конкурсе «ЛуЧиК» (Лучший читающий класс) 

! Всероссийский проект «Символы России. Литературные юбилеи» 

Приглашение к участию в проектах "Библиотечное волонтерство в России"

Программа «Поддержка и развитие чтения в Республике Калмыкия на 2018-2019 годы» 

Экслибрисы в книжных памятниках сектора редких книг БУ РК «Национальная библиотека им. А. М. Амур-Санана»

Новые поступления в нашей библиотеке 

0 Анонсы будущих мероприятий 

Наш успех! Информационно-образовательный центр для детей и юношества Национальной библиотеки им. А.М. Амур-Санана в числе победителей всероссийского конкурса на лучшее эколого-просветительское мероприятие

25 мая в 11. 00 часов отделом национально-краеведческой литературы было проведено заседание клуба «Краевед», посвященное 75-летию со дня со дня рождения ученого Калмыкии, заслуженного деятеля науки РК, почетного работника высшего профессионального образования РФ, доктора филологических наук, профессора, фольклориста  Биткеева Николая Цеденовича (1943-2013) гг.

Заседание было открыто видеосюжетом – протяжной песней «Величание Джангара» в исполнении Заслуженной артистки КАССР  Валентины Горяевой.

Ведущая Горяева М. М. представила гостей, участников заседания, ознакомила присутствующих с биографией и научными трудами ученого.

Мутляевой  Р. В. были продемонстрированы видеоряд научных работ, монографий, книг ученого «Фольклорист, литературовед и педагог»; видеосюжеты из семейного архива семьи Биткеевых о  калмыцком эпосе «Джангар» рассказывает Н. Ц. Биткеев, запись была подготовлена к приближению праздника, посвященного 400-летию добровольного вхождения калмыцкого народа в состав России; видеосюжет отрывок из эпоса «Джангар» в исполнении джангарчи Дмитрия Шараева; хореографическая композиция «Баатрмудын би» – «Танец богатырей». 1978 г. в исполнении государственного ансамбля песни и танца «Тюльпан», постановка П. Т. Надбитова, музыка В. А. Чернявского; аудиозапись песни «Намчта торһн альчур» в исполнении Николая Цеденовича; видеозапись поездки Николая Цеденовича  в г. Шанхай в период работы XII международного конгресса преподавателей русского языка.

Биткеев Н. Ц.  родился 25 мая 1943 года в поселке Овата Целинного района Калмыкой АССР. В возрасте семи месяцев был депортирован в Сибирь. Детские годы прошли в Омской области в Щербакульском, а затем в Полтавском районах; в 1957 году по реабилитации калмыков вернулся вместе с родными на родину и окончил семилетнюю школу в родном поселке Овата. В 1959 году поступил в Калмыцкое педагогическое училище, которое было открыто в том же году.

С раннего детства он любил слушать сказки и песни «Джангара», прежде всего из уст своего отца Цедена Биткеева; во время учебы в педучилище по-настоящему осознал, что фольклор – это духовная культура народа. Сам любил петь народные песни, был активным участником художественной самодеятельности.

В 1964 году он поступил в педагогический институт на филологический факультет. В период учебы один год проходил службу в армии в г. Орджоникидзе. По окончании вуза был направлен на работу в КНИИЯЛИ в сектор по изучению устного народного творчества. Здесь вплотную занялся изучением героического эпоса «Джангар», а через год поступил в аспирантуру Института мировой литературы им. А. М. Горького АН СССР (в отдел по изучению эпоса народов СССР).

В июне 1974-го года он успешно защищает кандидатскую диссертацию по теме «Джангар»: певец и традиция», а затем продолжает работать научным сотрудником в Калмыцком НИИЯЛИ.

Н. Ц. Биткеев занимается разработкой проблем калмыцкого народного творчества, изучением эпической традиции монгольских народов в сравнительно-типологическом освещении. Кроме того, он – автор проспекта многотомного (12), двуязычного (на калмыцком и русском) «Свода калмыцкого фольклора» по жанрам. Под его руководством была начата большая работа по их составлению, выработке принципов отбора фольклорных текстов, переводов разножанровых произведений устного народного творчества. Николай Цеденович выпустил в свет 28 книг, 12 из которых являются монографиями, остальные изданы под его редакцией и составлением. Некоторые его труды: «Калмыцкий фольклор», «Джангар. Калмыцкий героический эпос», «Поэтическое искусство джангарчи», «Джангарчи», «Калмыцкая народная песенная поэзия», Калмыцкое устное народное творчество, ««Джангар» в системе образования».

Н. Ц. Биткеев  профессиональную работу  сочетал с учебным процессом общеобразовательных учреждений, щедро делился опытом работы и знаниями с работниками науки, культуры и образования, постоянно участвовал в проведении различных мероприятий, посвященных юбилеям джангарчи и эпосу «Джангар», конкурсах по народному творчеству и научных конференциях по различным проблемам этнической культуры и науки.

В 2009 году к 400-летнему юбилею добровольного вхождения калмыцкого  народа в состав России  была издана книга «Джангар» в системе образования. Эта книга посвящена характеристике эпоса «Джангар», как источника народной педагогики калмыков.

Сегодня учителям и работникам детских образовательных учреждений приходится подходить к изучению «Джангара» творчески: писать инсценировки по оригинальным сюжетам эпических поэм, ставить небольшие постановки по эпосу, разрабатывать планы уроков с установкой на эффективное восприятие и участие детей в любых мероприятиях по эпосу «Джангар», открывать музеи, кабинеты.

На мероприятии выступили: Вдова Николая Цеденовича Биткеева Юлия Даниловна; методист национально-региональной системы образования, учитель калмыцкого языка и литературы МБОУ СОШ №12 Босханджиева Антонина Хейчиевна; учитель русского языка и литературы, руководитель историко-краеведческого музея школы, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 2  Пугачева Татьяна Петровна; руководитель кабинета «Джангара», учитель калмыцкого языка и литературы МБОУ СОШ № 2  Канаева Надежда Менкеевна.

Босханджиева Антонина Хейчиевна вспоминала добрыми словами Николая Цеденовича, говорила о том, что он был для них, молодых педагогов,  наставником и помощником. В течение 12 лет ученый-педагог активно сотрудничал со школой № 12, работающей под эгидой ЮНЕСКО в рамках научно-педагогического эксперимента, направленного на разработку системы непрерывного образования. С 1992-2003 года он  работал заведующим кафедрой филологии школы-комплекса   «Сад–школа–вуз». Имея фундаментальные знания, большой опыт педагогической и исследовательской работы, он внес значительный вклад в повышение качества знаний учащихся по калмыцкой филологии, изучению калмыцкого эпоса «Джангар». Был организатором школьного фольклорно-этнографического музея, который был создан на краеведческом материале, включая разделы по прикладному искусству, культуре родного края, этнографии, который существует по настоящее время.

В течении многих лет Н. Ц. Биткеев сотрудничал  также с МБОУ СОШ № 2, где при школе открыт историко-краеведческий музей, который был основан в 2006 году, руководителем которого является Пугачева Татьяна Петровна. Цель создания музея: это воспитание у учащихся школы чувств патриотизма и гражданственности; расширение знаний школьников об истории школы, о людях прославившие ее; формирование у учащихся бережного отношения к музейным ценностям. Об этом нам рассказала руководитель музея Пугачева Татьяна Петровна. В 2011-2012 году  проходили Волковские чтения на базе МБОУ СОШ №2, где студенты, учащиеся пробовали себя в научной стезе. Также собран большой материал литературного краеведения.

С докладом «Формирование гражданской идентичности обучающихся через изучение калмыцкого эпоса «Джангар»: проектная  деятельность и метод коллективного творчества» выступила руководитель кабинета «Джангара», учитель калмыцкого языка и литературы  Канаева Н. М. 

Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остается нравственное-патриотическое и духовное воспитание, формирование гражданской идентичности. Базовые национальные ценности, являющиеся основой духовно-нравственного развития и воспитания хранятся,  в устном народном творчестве. Они передаются от поколения к поколению. В современном  обществе  активизируется интерес народа к своей истории, культуре, возрастает значимость народного фольклора, как духовного наследия. В своей многовековой истории калмыцкий народ создал уникальный фольклор, отличающийся глубоким содержанием, высокой художественностью и большим жанровым разнообразием, представляющий богатый познавательный материал для изучения традиции, истории, быта народа, его идеалов, национального характера и языковых особенностей. Народ любит и бережно хранит искусство своих эпических песен, сказок и легенд. «Джангар» является жемчужиной народного творчества.        Героический эпос «Джангар» складывался в течение тысячелетий. Эпические герои ведут борьбу с вражескими силами во имя независимости народа, его свободной и мирной жизни.  Основная идея эпоса – идея беззаветного служения Отечеству, дружбы, верности и единства. Эпос «Джангар» – пример справедливости, уважительного отношения даже к врагам. В этой сокровищнице калмыцкого народа обозначен ряд не потерявших актуальности проблем: связь и преемственность поколений, идеал совершенного человека, закономерности формирования личности, роль личного примера. «Джангар» знакомит с морально-этическими нормами, практикой воспитания.

Ушло в прошлое «время длинных мечей», но всегда, пока человек будет оставаться человеком, неизменно будут востребованы лучшие его качества: смелость, решительность и сила, храбрость, ловкость и выносливость, мужество, доблесть и честь. А значит, люди всегда будут восхищаться подвигами древних богатырей, брать с них пример в преодолении всяческих трудностей, закалять дух и тело. С именем Джангара калмыки всегда защищали свою Родину. И сегодня, в третьем тысячелетии, подвиги бессмертных богатырей страны Бумба учат нас беззаветной любви в своей отчизне, бескорыстному служению родному народу.

Для учащихся нашей школы героические подвиги богатырей стали примером смелости, мужества и патриотизма. И они считают себя потомками Джангара – «Җаңһрин ачнр». И поэтому изучение героического эпоса является неотъемлемой составной частью воспитания и обучения. Сегодня к изучению эпоса «Джангар» подходят творчески: инсценируют оригинальные сюжеты, ставят мини-спектакли, проводят различные конкурсы и мастер-классы.

В рамках юбилейного празднования героического эпоса «Джангар» в 2015 году вместе с учениками подготовили проектную деятельность, которая включает в себя: цели и задачи, принципы, этапы работы и срок реализации. Создали проект с учащимися 7 класса «Мини «Җаңһр»: от создания кабинета до проведения в нашей школе «Джангаровских чтений».

22 ноября 2016 года дополнительно был открыт кабинет «Джангара».

25 мая 2017 провели первые  «Джангаровские чтения», посвященные памяти Н. Ц. Биткеева.

Ученики 9 «А» класса, выпускники Надежды Менкеевны продекламировали отрывки из героического эпоса «Джангар»: восхваление богатырей, клятву богатырей, восхваление Страны Бумбы, восхваление Ага Шавдал, Дворца Джангара. 

От лица родных и близких вдова поэта Биткеева Ю. Д. делилась воспоминаниями о Николае Цеденовиче. Выразила огромную благодарность учителям Босханджиевой А. Х. и Пугачевой Т. П. и подарила им 3-тома «Памятники фольклора монгольских народов». Также выразила  благодарность сотрудникам отдела, всем участникам заседания.

В заключение сотрудники отдела от имени НБ им. А. М. Амур-Санана за активное участие вручили участникам  благодарности Босханджиевой А. Х; Пугачевой Т. П; Канаевой Н. М; Церен-Убушаевой О. Г; ученикам 9 «А» класса.

Также поблагодарили и поздравили с окончанием учебного года   всех участников – учителей калмыцкого языка МБОУ СОШ № 12 Наминову С. А; учителя калмыцкого языка КЭГ им. Зая-Пандиты Церен-Убушаеву О. Г и  учащихся 7-х, 8-х, 9-х классов  МБОУ  СОШ № 2; МБОУ СОШ № 12, КЭГ им. Зая-Пандиты.