Чтение: немного социологии и практики

Чтение: немного социологии и практики

              «Немного о социологии чтения»

Участники виртуальной встречи «Чтение: немного социологии и практики», люди активные по долгу службы именно в дни пандемии, говорили о книге и чтении современного человека. А о причинах читательской активности в кризисные периоды, нам «расскажет» обзор статьи критика, поэта Евгения Абдуллаева (см. текст ниже). И, читатели могут экстраполировать эти причины на текущий момент. Итак, Евгений Абдуллаев указывает две основные причины в статье «Немного о социологии чтения» («Дружба народов», 2020, № 8., электронная версия в интернете). Начинает статью критик с отношения к чтению, которое характеризуются двумя цитатами. Из «Недоросля» Дениса Фонвизина: «Я отроду ничего не читывал, сестрица! Бог избавил меня от этой скуки». Вторую через сорок лет написал Александр Пушкин в письме к брату: «Чтение – вот лучшее учение». За это время чтение из скуки превратилось в необходимость. Что же произошло за 40 лет? Была война 1812 года, «унесшая 250 тысяч жизней российских граждан, значительную часть просвещенного дворянства. А в традиционном патриархальном обществе передача знаний идет напрямую от родителей к детям. Книга появляется там, где традиционный канал передачи знаний оказывается под угрозой. Пики чтения в Европе выпадали на периоды после крупных войн, природных стихий, моровых поветрий (пандемий)».

Второй вопрос о том, как чтение из скуки превратилось в средство борьбы с ней. Критик отмечает: «В этом случае мы имеем дело с кризисом иного рода – кризисом социально невостребованного свободного времени». Такое время образовалось у нас в первые дни всеобщей изоляции в апреле этого года. Но, что мы читали и читали ли, узнают наши потомки. А социолог обращает наше внимание на такой исторический факт. «Владимир Мартынов в «Книге перемен» (М., 2016) пишет: «Я могу назвать точную дату рождения художественной литературы – это 1762 г.». Был издан «Манифест о вольности дворянства», и целое сословие получило право иметь пожизненное свободное время и распоряжаться им. В усадьбах образовывались обширные библиотеки. Появилась культура чтения, которая развиваясь в литературных журналах, сообществах, постепенно превратилась в то, что мы теперь называем великой русской литературой… Схожие причины лежали и в основе последнего читательского бума, пришедшегося на 1960 – 1980 годы в советской России. С одной стороны, колоссальные людские потери в результате войн и репрессий, коллективизации, сломавший традиционный уклад деревни и массовые переселения из-за грандиозных строек. Традиционные каналы передачи знаний замещала книга. С другой стороны – с середины 1960-х годов начинает слабеть режим жесткой трудовой эксплуатации. Переход в 1967 году к рабочей неделе с двумя выходными можно сравнить по последствиям с «Манифестом о вольности». Это был период расцвета советской литературы. В советских «типовушках» формируются домашние библиотеки. Мы стали самой читающей страной в мире. Круг чтения был обширным как свидетельствует список книг Виктора Владимировича Коксадаева (см. выступление).

Далее автор подчеркивает: «В 1990-е годы сокращается свободное время, в результате эксплуатации и самоэксплуатации. Появляются новые области деятельности – бизнес, политика, религия. И за ужавшийся досуг разгорается острая борьба видеоиндустрии, телевидения и рынка видеопродукции. Книги в этой борьбе проигрывают сразу. К тому же они дорожают, становятся менее доступными. В 2000-х возникает небольшой «люфт». Несколько стабилизируется экономика, что позволяет части россиян выйти из потогонного режима. Некоторый излишек времени они тратят и на чтение. Тем более, что распространение интернета и электронных библиотек снова делает его предельно доступным. Это почти мгновенно сказывается и на состояние современной русской литературы». Да, она переживает период недолгой социальной востребованности, и писатели – лауреаты литературных премий совершают турне по стране. В те годы Элисту приезжали лауреаты премии «Большая книга». С конца 2000-х ситуация снова меняется: «Уходит причина «чтения как учения», так как упростились и стали мобильными средства передачи знаний, не прибегая к чтению книг. Книга – как элемент «кризисной передачи знаний» - оказывается все менее востребованной. Чтение сохраняется - но, главным образом, как считывание информации». И о преимуществах современного чтения нам рассказывает Владимир Владимирович Музраев (см. выступление)...

Да и читать не самому сегодня можно. Как сказывали госпожа Простакова из «Недоросля» : «…А читать их всегда велю другому». Да, просто включить аудиокнигу. Как президент РФ Владимир Владимирович Путин «читает» по дороге в Кремль «Историю Российского государства» Василия Ключевского.

«Да, ритм современной жизни практически не оставляет времени для бумажной книги, но культура чтения сохраняется» - отмечает, Василий Сергеевич Мучкаев (см. выступление).

Но, Абдуллаева беспокоит не сам факт угасания книжного чтения, сколько его последствия. Это угасание культуры письма, навыки анализа и критического восприятия текста. Он прогнозирует: «В небольшом сегменте общества книжная культура сохранится, как сохранилась в Средние века в монастырях и при дворах. Но – в «законсервированном» виде, без новаций». А действительность показывает, что издание книг – это раскрученный рынок потребительского товара. Ряды пишущих растут. А библиотеки изыскивают средства для комплектования фондов современной литературой.

Некоторые читатели приносят книги в дар, как постоянный читатель библиотеки Галина Васильевна Васькина (см. выступление).

15:25
1.52K
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Мы используем cookie. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше.
Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.