ДЕНЬ РОССИЙСКОЙ НАУКИ

ДЕНЬ РОССИЙСКОЙ НАУКИ

8 февраля ежегодно отмечается День российской науки, который был учрежден указом президента Российской Федерации от 7 июня 1999 года, «учитывая выдающуюся роль отечественной науки в развитии государства и общества, следуя историческим традициям и в ознаменование 275-летия со дня основания в России Академии наук».

Благодаря русской науке был сформулирован закон массы вещества, открыта периодическая система химических элементов, совершен первый полет человека в космос, первый искусственный спутник выведен на околоземную орбиту, введена в эксплуатацию первая атомная станция, построен ядерный щит страны. Именно в России впервые открыты такие технологические процессы, как получение азотистых соединений из воздуха при помощи электрической искры, извлечение золота из песков и руд цианированием, крекинг нефти и многое другое.

В День российской науки проводят ежегодные конференции и слёты молодых и перспективных ученых в разных областях. Во многих школах в этот день проводятся тематические мероприятия, которые помогают школьникам погрузиться в мир научных исследований, заинтересоваться изучением наук, понять их ценность.

В рамках Всероссийского проекта «Десятилетие науки и технологий» библиотекари отдела естественно-научной и технической литературы провели серию интеллектуальных игр «Во всех науках мы сильны!» и медиачасы «Нобелевские лауреаты из России», «Великие российские ученые и изобретатели», посвященных Дню российской науки.


История праздника

История праздника начинается еще со времен Петра I. По его велению в 1724 году именно 8 февраля (28 января по старому стилю) был издан указ о развитии науки в российском государстве, благодаря чему появилась первая Академия наук и художеств. Она принципиально отличалась от зарубежных аналогов, объединяя гимназию и университет. Обучались там талантливые и жаждущие знаний люди независимо от финансового положения. Поэтому студентами могли стать даже простолюдины. За хорошую учебу они награждались царской милостью и получали жалование за свой труд.

На протяжении многих лет учреждение претерпело множество изменений и сменило несколько названий: Академия наук и художеств, Императорская Академия наук, Императорская Санкт-Петербургская Академия наук, Академия наук СССР, Российская академия наук, однако цель оставалась неизменной.

Благодаря труду многих поколений исследователей созданы авторитетные научные школы. Их идеи воплотились в уникальные изобретения, в выдающиеся открытия в самых разных областях – от химии и физики до медицины, астрономии и космологии.

Немало российских и советских ученых были отмечены Нобелевскими премиями. Первым из удостоенных, в 1904 году, стал академик Иван Павлов за работу по физиологии пищеварения, далее, в 1908 году, — Илья Мечников за труды по иммунитету, известный советский физик Петр Капица — в 1978 году за открытие явления сверхтекучести жидкого гелия. Последним российским лауреатом из ученых стал физик К.С. Новоселов, в 2010 году получивший Нобелевскую премию за новаторские эксперименты по исследованию двумерного материала графена.

Современные деятели науки продолжают традиции предков и демонстрируют не менее значимые результаты. В частности, обнаружение подледного озера Восток в Антарктиде, запуск глубоководного нейтринного телескопа Baikal-GV, создание и регистрация вакцины от Эболы, запуск сверхпроводящего ускорителя тяжелых ионов и многое другое. 

В настоящее время в структуру Российской академии наук (РАН) входят тринадцать отделений по областям и направлениям науки, три региональных отделения, 16 региональных научных центров, а также многочисленные институты. Академия является правопреемником Российской академии медицинских наук и Российской академии сельскохозяйственных наук.

Формируются исследовательские инфраструктуры, которые позволят решать масштабные научные задачи. В рамках программы мегагрантов создано более 200 лабораторий мирового уровня, которые возглавляют ученые, определяющие тенденции глобального научного развития.

Для России наука всегда считалась приоритетным направлением, так как она дает развитие экономике, медицине, образованию, социальной сфере, а также укрепляет независимость страны на общемировой арене. В связи с этим власти содействуют молодым специалистам и обеспечивают комфортные условия для научно-исследовательской деятельности.

Школьники, студенты и все заинтересованные смогут посетить лекции молодых ученых, познакомиться с популяризаторами науки на выставке «Наука в лицах», посмотреть научно-популярные фильмы, посетить высокотехнологичные предприятия и узнать, какие важные события произойдут во второй год Десятилетия науки и технологий в России.

Представители научного сообщества — молодые ученые и академики РАН из ведущих лабораторий и передовых исследовательских центров — расскажут школьникам о лучших российских исследованиях и разработках.

12:56
5.21K
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Мы используем cookie. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше.
Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.