Не будет прошлому забвенья: к 75-летию депортации калмыцкого народа

Каждый год 28 декабря тысячи людей приходят к подножию памятника «Исход и Возрождение» (скульптор Э. Неизвестный), чтобы почтить погибших и умерших в годы депортации калмыцкого народа. Внимание людей приковано к памятнику, который своими символическими картинами и образами вызывает в памяти трагические страницы истории нашего народа.

75 лет назад Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1943 г. была ликвидирована Калмыцкая АССР, а калмыки сосланы в Сибирь на долгих тринадцать лет. А в это время более 50 тысяч человек из 220 тысяч жителей республики воевали на фронтах Великой Отечественной. Гражданское население самоотверженно трудилось в тылу: на фронт отправлялись теплые вещи, продукты, фураж. …И несмотря на это, женщин, стариков и детей, разлучив друг с другом, как преступников, разбросали по всей восточной территории страны от Урала до Камчатки, Сахалина и Норильска, от Севера Тюмени до Киргизии и степей Казахстана. А защитники Родины, участники Великой Отечественной войны, снимались с передовой по национальному признаку – калмык, ингуш, балкарец, чеченец… – на основании приказа ГКО № 0741 от 3 марта 1944 года и отправлялись, как правило, в лагеря, на лесоповал, в шахты, рудники, где их ожидал тяжкий труд, голод и психологический гнет. Увенчанные боевыми орденами и медалями, сыны калмыцкого народа умирали не на поле брани, а на Косьве-реке от истощения и изнурительного каторжного труда. Обвинения, предъявленные ему, были исторически несостоятельны, вымышлены, родились в мозгу человека, движимого идеей величия, подозрительности, нездоровой мнительности. Это был настоящий геноцид, сознательное истребление народа, который на протяжении трехсот лет самоотверженно защищал великую Россию от нашествия внешних врагов.

Выросли целые поколения, не ведающие, что такое война, депортация. За это время сменилось несколько поколений людей, которые пережили ужасы насильственной высылки и которых уже нет в жизни, и те, что помнят годы, проведенные на чужбине.

Восстановлена калмыцкая автономия. Приняты закон РФ о реабилитации репрессированных народов от 1991 года, а также подзаконные акты, направленные на реабилитацию калмыков и других депортированных народов.

Все, что случилось с калмыцким народом, жило в каждом человеке кровоточащей раной, не проходящей болью и страданием.

Уроки драматической истории жизни на чужбине в течение тринадцати лет калмыков, немцев Поволжья, некоторых народов Северного Кавказа все еще требуют детального изучения историков и политиков, художественного осмысления поэтов и прозаиков. Во многих прозаических и поэтических произведениях наблюдается максимальное приближение к историческим и трагическим моментам периода депортации и проживания вдали от родины, причем эти произведения характеризуются правдивостью художественного отображения.

Литература о ГУЛаге – трагедия и судьба многих народов Российской Федерации. Калмыцкие писатели, разделив судьбу со своим народом, сумели объективно осмыслить и художественно отразить эту страницу жизни народа, который сумел достойно выстоять в трудные годы испытаний

Произведения о сталинских репрессиях в полный голос зазвучали в годы крушения административно-командной системы. В этот период увидели свет книги «Архипелаг ГУЛАГ» А. Солженицына, «Жизнь и судьба» В. Гроссмана, «Погружение во тьму» О. Волкова, «По праву памяти» А. Твардовского, «Техник-интендант» С. Липкина. Они одними из первых обратились к теме выселения и художественным словом рассказали о национальных репрессиях в СССР, попытались непредвзято показать истоки и причины произошедшей трагедии.

Тема политических репрессий целых народов в 30-50-е годы XX века продолжает оставаться актуальной и требует дальнейшего глубокого изучения и осмысления.

В новейшей российской литературе и в литературе народов России, продолжают появляться произведения, развенчивающие культ Сталина, посвященные ссылке народов, подвергшихся выселению по национальному признаку. Среди нового поколения литераторов Калмыкии эта тема звучит в произведениях В. Шакуева, Т. Манджиевой, Р. Ханиновой, В. Хаптаханова и др.

Вниманию читателей предлагаем презентацию: – «Немую боль в слова облечь…»: тема депортации калмыцкого народа в российской литературе (по страницам художественных произведений)

Материал подготовили Г. Сармашева, Г. Эльбикова

00:21
1.63K
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Мы используем cookie. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше.
Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.