БУДУЩЕЕ САЙГАКА – В НАШИХ РУКАХ

Истинными хозяевами степи являются именно сайгаки. Сайгак – один из самых древних сохранившихся представителей, так называемой мамонтовой фауны.

Большинство видов этой фауны под влиянием изменения климата или охоты вымерли, но наш сайгак – исключение, он сумел выжить и стать фоновым видом открытых ландшафтов аридных зон Евразии. В этом смысле сайгак представляет собой «живое ископаемое».

Древняя приспособленность его передвигаться иноходью заставляет избегать гор, холмов. Потому сайгак будет всегда с нами, нас роднит одна степь.

Нет степняка, который не встрепенулся бы при виде бегущих сайгаков. Что-то щемяще-грустное возникает в душе, и это чувство гармонии с природой, унаследованное нами от предков.

Существует предание: как-то калмык решил поохотиться на сайгаков, находившихся в большом стаде. Но стадо расступилось, и он увидел в центре Делкян Цаган Аав – Белого Старца, который погрозил охотнику и впредь наказал не стрелять в собравшихся сайгаков.

Действительно, в декабре- январе сайгаки создают большое скопление. Специалисты говорят, что подобное бывает при сильном снегопаде с сильными ветрами, когда сайгаки начинают сбиваться в стадо, которое по мере продвижения растет, как снежный ком. Но потом подметили, что сайгаки сбиваются и без снегопада.

Несмотря на то, что калмыки редко охотились на сайгаков, все же это происходило. Зимнюю шерсть сайгаков калмыки использовали при изготовлении подушек, из осенних шкур шили охотничьи куртки, детские шубки. Рога широко использовались в лечебных целях, также шли на сувениры.

Среди наземных млекопитающих сайгаки – одни из самых быстроходных – в беге они развивают скорость – 80 километров в час. У калмыков есть поговорка: «знающему говори, меткому подгони сайгака».

История знает много примеров того, как в результате неразумной человеческой деятельности исчезали целые виды животных, но есть примеры и обратного. Настоящим чудом считает весь мир восстановление сайгачьего стада.

История сайгака – одного из древнейших обитателей засушливых районов Евразии, пришедшего к нам из глубины веков, неразрывно связана с историей и эпосом калмыцкого народа. Тема сайгака, степи, взаимоотношений между человеком и природой нашло отражение в народном творчестве (пословицах, поговорках, сказках, народных песнях) и в произведениях поэтов, писателей, художников Калмыкии. В этих произведениях авторами показана не только тесная связь сайгака – «вечного кочевника» – с жизнью и историей калмыцкого народа, но в них также отражено их особое трепетное отношение к сайгаку.

В произведениях народного творчества в виде сказок, пословиц, песен описаны наблюдения жителей степи о том, как жилось сайгаку в природе и каковы были особенности его поведения, с особым восхищением рассказывается о сайгаке, как о животном, которому нужны обширные территории для его стремительного бега и нахождения нужного количества пищи. В те далекие времена для кочевников сайгаки были и источником пищи, и источником снадобий для исцеления от разных недугов. Подмечено, что чрезмерная охота на сайгака даже в то время не одобрялась в хотоне (поселении) калмыков. В сказках сайгаки предстают в образе мирных и мудрых животных, которым всегда покровительствовал мифический образ хозяина степи – Цаган Овген (Белого Старца). А в протяжных и мелодичных калмыцких песнях повествуется о быстроногом и свободолюбивом сайгаке.

Современная проза несет в себе яркое живое описание степи и ее обитателей, без которых невозможно представить красоту просторов Калмыкии. Это сайгаки, суслики, волки, журавли, тюльпаны, полыни. Вместе с тем в произведениях различных авторов, которые стали свидетелями страшных времен, когда количество сайгаков просто таяло на глазах, звучат мотивы о бедственном положении сайгака, их малочисленности, призывы к защите и спасению этого чуда природы. Ведь сайгаки являются символом калмыцкой степи, а значит калмыцкого народа.

– Боярова, Ө. Баахн номтын һол кергнь болв / Өлзәт Боярова // Хальмг үнн. – 2010. – 6 июля (№ 117). – Х. 4.

Убушаев, Б. Йиртмҗин зѳѳр хадһлхар / Баатар Убушаев // Хальмг үнн. – 2017. – 11 янв. (№2). – Х. 2.

Улюмджиева, М. Теегин зѳѳр болсн аһурсн / М. Улюмджиева // Хальмг үнн. – 2001. – 15 августа (№153). – Х. 4.

Дорджиев, Н. Заслон пескам / Наран Дорджиев // Хальмг үнн. – 2016. – 16 июня (№101-102). – С. 4.

Аксаева, Т. Тропою сайгака / Тина Аксаева // Элистинская панорама. – 2017. – 19 января (№5). – С. 2.–

– Стихи о сайгаках на калмыцком языке.

Cтихи о сайгаках на русском языке.

– Прокопенко, В. Лебединая песня: рассказ / Валерий Прокопенко // Байрта. – 2010. – январь. – № 1-2. – С. 10-11.

13:22
2.21K
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Мы используем cookie. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше.
Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.