Образ Зая-Пандиты в литературе и искусстве

10 сентября 2019 года в 13. 00 ч. отделом национально-краеведческой литературы был проведен тематический час «Образ Зая-Пандиты в литературе и искусстве», посвященный 420-летию cо дня рождения выдающегося просветителя, религиозного деятеля, создателя письменности «тодо бичиг» Огторгуйн Далай Зая-Пандиты, и Дню калмыцкой национальной письменности «тодо бичиг». На мероприятии присутствовали преподаватели и студенты первого курса торгово-технического колледжа.

Вечер открылся литературной страницей, посвященной личности ойратского просветителя Зая-Пандиты. Именно в осмыслении ценностей буддийской культуры большую историческую роль сыграла эта выдающаяся личность как создатель национальной письменности. Отправленный в Тибет для учения, пробыв там 22 года и получив высшую ученую степень рабджамбы, Зая-Пандита в 1639 году был послан Далай-Ламой на родину к тем, «кто говорит на монгольском языке», для распространения желтой веры в Халхе и Ойратии, чтобы стать ламой монголов и ойрат-калмыков. Как представитель Далай-Ламы Зая-Пандита был призван установить тесный контакт между Тибетом и калмыками, что и было им сделано во время многократных посещений приволжских калмыков. Диалектные отличия языка ойрат-калмыков от халхасского наречия, выражение этнического своеобразия культуры послужили основанием для создания письменности, названной им «тодо бичиг», что означает «ясное письмо». Биография и деятельность ученого была представлена обзором книжных изданий из фонда национально-краеведческого отдела, и в частности трудов Бадмаева А. В. «Роль Зая-Пандиты в истории духовной культуры калмыцкого народа», «Практический самоучитель старокалмыцкой письменности».

Став ламой-настоятелем, осенью 1639 года он возвращается на родину, где становится духовным главой монгольского и ойратского народов.

Вторая страница вечера была посвящена образу Зая-Пандиты в искусстве, который широко отражен в живописи и скульптуре Калмыкии. Это картина Рокчинского Г. О. «Основоположник ойрат-калмыцкой письменности Зая-Пандита»; Кима Ольдаева «Богд багш Зая-Пандита»; Бориса Данильченко «Зая-Пандит – основатель ойрат-калмыцкой письменности.

Глубоко символично, что замечательный памятник Руслана Рокчинского великому Огторгуйн Далаю Зая-Пандите воздвигнут около учебных корпусов Калмыцкого государственного университета им. Б. Б. Городовикова. Говоря пушкинским языком, он был и навсегда останется «нашим первым университетом».

Третья страница, посредством видеозаписи, ознакомила молодежь с Музеем традиционной культуры имени Зая-Пандиты, который был основан на экспозициях мемориального кабинета ученого. С материалом можно ознакомиться в книге С. Г. Батыревой «Буддийская коллекция музейного собрания Калм НЦ РАН: изучение и составление каталога (2014-2016) – глава 1 «Музейное собрание Калм НЦ РАН».

10:45
1.13K
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Мы используем cookie. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше.
Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.