День тысячи огней (о калмыцком национальном празднике ЗУЛ)
Зул — один из самых главных и любимых калмыцких национальных праздников, символизирующий собой встречу Нового года и начало зимы. Отмечается 25 числа 10 лунного месяца по буддийскому календарю. Это число каждый год не совпадает, Зул может отмечаться раньше или позже.
Название самого праздника происходит от обычая зажигать лампады. В переводе с калмыцкого языка слово «зул» означает «лампадка, жировая лампа». Символика зажигания лампад широка: это форма почитания бурханов, гадание о будущем. Это поклонение солнцу, чтобы оно лучше грело зимой, и чтобы не было сильных морозов. Разведение различных видов костров во время Зул было вызвано желанием воздействовать на убегавшую силу солнца и стремлением оживить умиравшую от зимнего холода природу.
А также именно этот день считается днём почитания Ламы Богдо Зункавы (Дзонкавы / Цзонкавы), реформатора буддизма в Тибете. Он ввёл правила и нормы поведения для всех буддистов, как некоторые обязательные для простых людей (например: жить чисто, не воровать, никого из живых существ не лишать жизни, т.е. не убивать, не лгать и др.), так и более расширенные запреты для священнослужителей. Зункава родился в 1357 г., умер в 1419 г. В этот день Зунква-гегән достиг просветления и ушёл в нирвану. Каждый год в дни праздника Зул буддийское духовенство отмечает очередную годовщину вышеупомянутого события. В этом году исполняется особая дата – 600 лет с момента ухода в нирвану Ламы Богдо Зункавы. В честь этого события в центральный храм Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни» пребывает статуя этого святого, когда-то принадлежавшая калмыцким ханам, и покинувшая волжские берега 5 января 1771 года, уйдя вместе с частью калмыков в пределы Китая.
Существует легенда, что Зул является днём рождения всего калмыцкого народа. В этот день все калмыки становятся старше на один год, несмотря на то, что их дни рождения приходятся на другое время. Именно в этот день, вернее вечером, когда на небе становятся видны звёзды, в каждой семье проводится особый ритуал: зажигается возрастная лампадка, которая известна также под названием – ладья жизни («зулын hол»). Возрастная лампадка готовится из крутого теста, которому придается форма лодки, ладьи. В эту ладью втыкаются специальные фитили (пучки из стебля ковыля – «цаһан өвсн»). Их должно быть ровно столько, сколько членов в семье. Втыкать эти фитили положено слева направо, по старшинству членов семьи. В каждом пучке должно быть столько стеблей ковыля, сколько лет человеку которому этот пучок нарекается, плюс 1-2 травинки для продления жизни на 1-2 года (допустим, если вам 14 лет, нужно приготовить 15 стеблей, если 15, то 17, число не должно быть четным).
Праздник Зул у калмыков принято встречать в чистоте и обновках, поэтому накануне праздника надо произвести генеральную уборку в доме, перестирать грязные вещи. Помимо этого хозяйки к празднику запасались впрок топлёным маслом, жиром, собирали траву «цаһан өвсн» (ковыль), из которого делают обрядовые фитили, пучки размером 7-8 см. Аккуратно собрав в пучок, хозяйка осторожно обматывала верхнюю часть фитилька ватой или чистой шерстью. Затем верхний конец пучка пропитывался топлёным маслом. Все пучки приготовляются заранее.
По традиции накануне Зул калмыки пекут борцоки, чтобы дом наполнился вкусными запахами («көншун үнр»). Вечером этого же дня надо поставить подношение («дееҗ») в виде борцоков и сладостей. Раньше в Зул забивали живность, варили свежее мясо, ставили дееҗ из мясного блюда.
На следующий день, в день наступления праздника Зул, ранним утром хозяйка дома варит ароматный калмыцкий чай, без которого не обходится ни один калмыцкий праздник. Первую пиалу всегда ставят дееҗ, зажигают лампадку и молятся. А потом вся семья садится за стол завтракать. Завтрак этот необычный, потому что праздничный, а коли праздничный, то на столе всё должно стоять в изобилии, ибо, согласно примете, каким будет стол на праздник Зул, таким будет и год. Традиционные продукты праздничного стола: чай, борцоки, масло, сладости, мясо. Разливая чай, необходимо соблюдать следующую последовательность: сначала поднести пиалу чая самому старшему по возрасту мужчине, хозяину дома, хозяйке, детям. За столом произносятся праздничные благопожелания (йɵрәл):
***
Орҗах (бар, туула, лу, моһа, мөрн, хөн, мөчн, така, ноха, һаха, хулһн, үкр) җил өлзәтә болтха!
Зулын сән өдр байрта болтха!
Авҗах наснтн ут болтха!
Наснтн ут болтха, кишгтн бат болтха!
Орсн җил орута болтха!
Орҗах жилд өлзә кишг делгрх болтха!
Һарҗах җилин кишгт күртҗ, орҗах җилин хәәрнд күртҗ йовтн!
Пусть наступающий год (барса, зайца, дракона, змеи, лошади, курицы, собаки, свиньи, мыши, коровы) будет счастливым!
Пусть будет радостным праздник Зул!
Пусть ваша жизнь будет долгой!
Пусть Ваша жизнь будет длиной, а счастье прочным!
Пусть наступивший год будет прибыльным!
Пусть счастье и благоденствие процветают в наступающем году!
Пребывайте в благоденствии уходящего года и удостойтесь милости наступающего года!
***
Зунква гегәнә хәәрнд кyртҗ,
Зулын йɵрәлд багтҗ йовтн!
Пусть Зунква-гегян покровительствует вам!
Пусть сбудутся все благопожелания праздника Зул!
В праздник Зул у калмыков принято угощать друг друга, приглашать на чай гостей: родственников, соседей, знакомых. И самим сходить в гости. К слову, в гости ходят не с пустыми руками, а несут с собой гостинцы: конфеты, борцоки, мускатный орех и др. В день праздника следует непременно отдать дань уважения родителям, просто пожилым людям: угостить их от души, сделать им подарки. Подарки могут быть недорогими, например, в виде конфет, пачки чая, пачки масла, мускатного ореха.
С наступлением темноты проводится традиционный ритуал продления жизни («насан авх»): все заранее приготовленные пучки вставляются в «насна зул» (ладью жизни) и эту сложную лампадку зажигают. Всем членам семьи надо поклониться лампадке и произнести слова молитвы: «Ом-мани-падме-хум». После этой молитвы все получают дополнительно к прожитым годам ещё один год. Нельзя забывать о том, что насна зул должна догореть сама, её ни в коем случае нельзя тушить.
После совершения этого ритуала следует приступить к другому, который традиционно положено выполнять матери семейства. Для совершения этого ритуала берётся заранее приготовленная маленькая лампадка цилиндрической формы, приготовленная также из теста. В ней находится пучок ковыля из девяти травинок, потому и лампадка называется «йисн гол». Эту лампадку женщина должна держать в правой руке и опять же правое колено преклонить перед входной дверью, открытой настежь, и в этом положении молиться до тех пор, пока лампадка не погаснет. Этой самой молитвой мать просит у бога благословить всю её семью, весь народ. После того, как лампадка погаснет, надо аккуратно вынуть из теста пучок недогоревшей травы, а само тесто поджарить на сковороде и съесть в кругу семьи.
16:06