«Верю в великую силу любви: А. Куприн» - к 150-летию со дня рождения

«Верю в великую силу любви: А. Куприн» - к 150-летию со дня рождения

7 сентября исполняется 150 лет со дня рождения Александра Ивановича Куприна (1870-1938), крупнейшего представителя реализма в русской литературе конца XIX – начала XXвв., о котором современники говорили: «огромный, необработанный драгоценный самородок, в котором сохранена первобытная красота и сила характера, мощь и магнетизм личного обаяния».

Жизненный и творческий путь А. И. Куприна был непростым. Потомок древнего знатного, но обедневшего рода, он с шестилетнего возраста жил и воспитывался в казенных учреждениях, сначала в сиротском пансионе Разумовского, затем во 2-й военной гимназии, вскоре преобразованной в кадетский корпус, а после – в Александровском военном училище. Бездушное отношение к людям, царившее в этих учреждениях, казенщина, унизительная порка навсегда запомнились Александру, потрясли его душу, вызвали протест. Именно тогда у него «зародился интерес к маленькому, слабому человеку, обостренная до предела чуткость к чужой беде, к чужому страданию». Тогда же Куприн пробует свои силы в литературе, сначала в поэзии, затем в прозе.

Окончив училище, А. И. Куприн в звании подпоручика отправляется на службу в Подольскую губернию, в пехотный полк. Вопреки ожиданиям молодого офицера, здесь царят те же нравы – бесконечная муштра, мелкие интриги, скучная провинциальная жизнь… Впоследствии все это писатель показал в повести «Поединок», о которой он сам говорил: «Всеми силами моей души я ненавижу годы моего детства и юности, годы корпуса, юнкерского училища и службы в полку. Обо всем, что я испытал и видел, я должен написать. И своим романом я вызову на поединок царскую армию». Кроме того, военному детству посвящена и маленькая повесть «На переломе (Кадеты)» (1900), а военной юности в юнкерском училище – роман «Юнкера», написанный в эмиграции. Вместе они составляют единую трилогию, однако осмысление событий в них разное. Если «На переломе» и «Поединок» проникнуты обличительным пафосом, то «Юнкера» – «произведение ностальгическое, в котором картины прошлого предстают в светлых тонах, хотя мрачные стороны училищного быта тоже не обходятся молчанием».

Спустя четыре года А. И. Куприн вышел в отставку и переехал в Киев, где стал работать репортером в различных газетах. Эта работа стала достойной школой для него как мастера короткого рассказа и очерка.

Позже Куприн много ездил по России, пробовал себя в разных профессиях: был грузчиком и землемером, псаломщиком, лесным объездчиком на Волыни, служил в цирке, работал на табачных плантациях, на заводе в Донбассе, учился на зубного техника, играл в провинциальном театре… «Я толкался, всюду и везде искал жизнь, чем она пахнет», –вспоминал он впоследствии. А высоко ценивший творчество Куприна К. Паустовский считал, что «Куприн повсюду искал ту силу, что могла бы поднять человека до состояния внутреннего совершенства и дать ему счастье». Безусловно, все это обогатило жизненный и писательский опыт Куприна. Но даже став известным писателем, он не утратил страстного интереса к экспериментам. Об этом устами одного из своих героев он говорит: «Ей-богу, я хотел бы на несколько дней сделаться лошадью, растением или рыбой, или побыть женщиной и испытать роды; я бы хотел пожить внутренней жизнью и посмотреть на мир глазами каждого человека, которого встречаю».

В 1901 г. Куприн приезжает в Петербург и оказывается в центре культурной жизни России. В числе его друзей Антон Чехов, Иван Бунин, Федор Батюшков, Максим Горький. Они оказывают писателю всяческую поддержку. Произведения Куприна начинают активно публиковаться в петербургских журналах. Тематика их обширна: военная, социальная, любовная, произведения для детей. «О том, чего не знаешь, писать нельзя», – говорил Александр Иванович. Сюжеты всех своих произведений писатель строил, опираясь исключительно на личный опыт и воспоминания, полученные за время службы и путешествий по России. О чем бы ни писал Куприн, за острым динамичным сюжетом, яркими характерами скрыты сложные вопросы бытия, облеченные в изысканные художественные формы. «О чем бы ни писал Куприн, он словно гранил алмаз. Каждая его вещь играла огнями и светилась светом. Писателя отличал замах во всю ширь русского поля. Любую тему он прописывал до мельчайших подробностей и во всей ее неохватности» (В. Ломов).

В 1903 году вышла первая книга Куприна. В нее вошли повесть «Молох» и рассказы «Ночная смена», «Одиночество», «Ночлег», «Лесная глушь», «Дознание», «В цирке», «На покое». Выход книги способствовал усилению популярности писателя у читателей.

Высоко ценили творчество А. И. Куприна не только читатели, но и соратники по писательскому цеху. Л. Н. Толстой говорил: ««Я самым талантливым из нынешних писателей считаю Куприна. Куприн – настоящий художник, громадный талант. Поднимает вопросы жизни более глубокие, чем у его собратьев». И. А. Бунин считал, что Куприн «был писателем милостью Божией, а искру Божью не погасишь». Корней Чуковский приписывал Куприну «неутомимое, жадное зрение, а также редкостный дар слышать и воспроизводить человеческий голос во всех его многообразных тональностях», К. Г. Паустовский писал: «По размаху своего таланта, по своему живому языку Куприн окончил не только «литературную консерваторию» но и несколько литературных академий…Мы должны быть благодарны Куприну за все – за его глубокую человечность, за его тончайший талант, за любовь к своей стране, за непоколебимую веру в счастье своего народа и, наконец, за никогда не умиравшую в нем способность загораться от самого незначительного соприкосновения с поэзией и свободно и легко писать об этом». А по мнению А. А. Волкова, «…он обогатил русскую прозу, он внес в нее свои темы, мотивы, свои профессиональные приемы, своеобразные, «купринские», краски».

После Октябрьской революции писатель не принял политику военного коммунизма и «красного террора», он тревожился о судьбе русской культуры. Осенью 1919 года А. И. Куприн с семьей эмигрировал за границу, где провел 17 лет. На чужбине Куприну было очень трудно. Писатель бедствовал, страдал как от невостребованности, так и от оторванности от родной почвы. «Чем талантливее человек, тем труднее ему без России», – сказал один из исследователей творчества Куприна. Несколько лет писатель почти ничего не писал, а затем опубликовал 5 книг новых повестей и рассказов, сказок и очерков, а также автобиографический роман «Юнкера». Однако, по его собственному признанию, «боль и тоска по родине не проходят, не притерпливаются, а все гуще и глубже» овладевают писателем. В мае 1937 года А. И. Куприн, уже серьезно больной, возвратился в Россию. В Париже на вокзале писатель сказал: «Я готов пойти в Москву пешком». Однако вернуться к творчеству он уже не смог. За год в газетах были напечатаны несколько интервью с ним и публицистический очерк «Москва родная». 25 августа 1938 года А. И. Куприна не стало.

Трудно не согласиться с мнением известного литературоведа С. Чупринина о том, что произведения Куприна непременно нужно прочесть в юности, «ибо они – своего рода энциклопедия здоровых, нравственно безупречных человеческих желаний и чувств. …Когда свежий, пытливый ум впервые открывает для себя многослойность и контрастность бытия, впервые – с разбегу и с разлету – наталкивается на его роковые противоречия и соблазны, когда пробуждающееся сердце начинают так сладко томить чувственные грезы, с неотвратимостью наступает время Александра Куприна» (Чупринин С. И. Перечитывая Куприна).

Представляем вниманию читателей издания произведений А. И. Куприна и публикации о жизни и творчестве писателя из фонда читального зала по гуманитарным наукам.

Смотреть PDF-файл:
10:00
1.99K
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Мы используем cookie. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше.
Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.