«Сцена освещает жизнь» к Международному дню театра

«Сцена освещает жизнь» к Международному дню театра

Всемирный день театра отмечается 27 марта. Праздник был учрежден по инициативе Международного института театра в 1961 году. Это профессиональный праздник сотен тысяч людей, которые посвятили свои жизни служению этому великому и прекрасному искусству.

За последние годы границы современного театра значительно расширились, и сегодня мы являемся свидетелями нарастающего интереса режиссеров, актеров, художников и зрителей к новым художественным практикам, которые получили название «инклюзивный театр». Такой театр обращается к проблемам социальной адаптации инвалидов – людей с особыми потребностями здоровья и особенностями развития.

Поход в театр — такое важное событие в культурном становлении человека — для людей незрячих и слабовидящих до недавнего времени было неразрешимой проблемой. Но ситуация стала кардинально меняться.

Одним из пионеров этого движения стал Московский театр кукол. Два его спектакля начинаются не с вешалки, а с глухой поролоновой черной маски на глазах. Надел — и тут же потерял связь с миром, баланс, ориентацию, отдавшись в руки ведущего, а затем актеров. Впрочем, на спектакле «Майская ночь» у зрителя есть выбор — остаться в своем стане зрячих или перейти демаркационную линию и полностью «ослепнуть» ради нового опыта. Литовская постановщица Каролина Жерните призналась: «Мне хотелось бы придумать спектакль-утопию, такой, где звездой был бы не актер — сейчас слишком много актеров играют для себя, — а зритель. Потом я подумала, что это должен быть зритель с какими-то особенностями восприятия, например, слабовидящий».

Тифлокомментарий: зрительный зал на спектакле-невидимке. Все кресла заняты зрителями, у которых глаза закрыты черными повязками. На переднем плане две юные девушки внимательно прислушиваются к происходящему. Одна подпирает подбородок рукой.

Зрителям с нарушением зрения отводятся на ее спектакле почетные места на сцене: восемь специальных вертящихся кресел на колесиках, катаясь на которых можно вспомнить о карусели, центрифуге или комнате страхов. У зрячих есть выбор: надеть повязку на глаза и почувствовать себя в ситуации незрячих или остаться при своем и увидеть уникальное зрелище — актеров, которые буквально травой стелются и ветром вьются вокруг своей необычной публики. Это своего рода служение и самоотречение, такое неожиданное для актерской профессии. Над головой восьмерых зрителей «Майской ночи» шелестит листва, в лицо им дует свежий ветерок с Днепра, пахнет травами, жасмином, полынью, чесноком и салом, мокрыми водорослями, скрипит галька под ногами. Зрители чувствуют прикосновения девичьих волос, мокрых русалочьих одежд или страшной лапы мачехи-ведьмы, превратившейся в кошку. Подвыпивший казак Калейник опирается на плечи зрителей, несчастная Панночка метет избу, задевая по ногам. В сцене пира незрячие участники лепят из теста пироги, которые затем и съедают вместе с огурцами, яблоками и прочей снедью. Поют ночные птицы, стрекочет сверчок, дивчины и парубки поют украинские песни.

Тифлокомментарий: вид из зрительного зала. В центре сцены стоят полукругом восемь деревянных кресел. На них лицом к зрителям сидят взрослые и дети. Они одеты современно, буднично. У всех завязаны глаза, и каждый держится за конец своей веревки. Противоположные концы веревок держит девушка в черном. Она сидит на полу напротив людей в креслах, спиной к зрителям. Ее длинные, темные волосы распущены. Справа и слева от нее — еще трое молодых девушек в черном. Одна из девушек держит в руках деревянную трещотку. У всех четверых на ногах валенки.

Надо ли говорить, с какой благодарностью и отдачей включаются в действие люди, привыкшие жить в темноте, преодолевая тысячи трудностей. Суровый мир, сквозь который они бредут на ощупь, вдруг окутывает их заботой, точно теплым одеялом. Актеры, которые вошли в эту реку, проходили серьезные тренинги, а экспертами выступали члены Всероссийского общества слепых — именно на них опробовали режиссерские находки. Надо полагать, что после такого эксперимента они будут совсем по-другому относиться к своей профессии.

Московский театр кукол продолжил «ночную» тему — вслед за «Майской ночью» режиссер Наталья Пахомова выпустила «Сказку с закрытыми глазами «Ежик в тумане». На «ежика» публика не валит валом — каждый зритель, «ослепший» хотя бы на время прохода в зал, входит, держась за прутик поводыря, блуждает, спотыкаясь на кочках, набредает на свою. Глаза можно открыть, но создатели спектакля настоятельно рекомендуют не делать этого.Ведь растущая коллекция звуков и приемов для «слепого» театра позволяет прочувствовать атмосферу спектакля. Ночные птицы хлопают крыльями (раскрытых зонтов). Заяц бегает по лесу — «оттеняет неподвижность» (несколько актеров по залу передают его бег перестуком маленьких барабанчиков). Звенят комары (бокалы с водой), ползущий ночной туман холодит влагой (с белой простыни капает вода). Галька под лапами хрустит, как фасоль в миске.

Эти спектакли созданы для незрячих детей, но зрячие дети, получив подобный зрительский опыт в кромешной темноте, сполна почувствуют, как просыпается их фантазия. Да и зрячие взрослые испытают довольно сильное впечатление, точно их вытащили из этого протекающего сквозь них информационного потока (часто совсем им не нужного) на какой-то берег, где можно выдохнуть и наконец-то услышать себя. Спектакли, которые нельзя увидеть, но можно услышать, понюхать, потрогать, задвигаться с ними в такт, становятся чем-то вроде портала для входа в другую реальность с визуальной невесомостью.

Познакомиться с театральным искусством незрячие люди могут, придя в Московский Губернский театр.В репертуаре Московского Губернского театра более десяти постановок с тифлокомментированием. Тифлокомментирование – лаконичное описание предмета, пространства или действия, которые непонятны незрячему без специальных словесных пояснений. Оно дает возможность полнее воспринимать постановки людям с ограниченными возможностями зрения. Комментаторы и актеры друг другу не мешают, так как «тифлок» зрители слышат через наушник между паузами в сценах спектакля. Для этого не нужны специальные компьютерные технологии – достаточно лишь кабины, как у спортивного комментатора, и специальной гарнитуры для зрителя, похожей на рацию.В России гранты на оборудование театров специальным оборудованием и обучение тифлокомментаторов предоставляет фонд Алишера Усманова.

В таком ключе театр работает уже несколько лет. Актрисы театра прошли обучение в институте "Реакомп", стали профессиональными тифлокомментаторами, самостоятельно пишут тексты.

Губернский театр, где создают спектакли в тифлоформате

Первый спектакль с тифлокомментарием — «Пушкин» — в Губернском театре выпустили в сентябре 2013 года. На подготовку комментария ушло около месяца, рассказывает профессиональный тифлокомментатор Ольга Воскресенская. Комментарий для спектакля «Нашла коса на камень» готовили около полутора месяцев. Для этого действия спектакль разбивают на части и распределяют между тифлокомментаторами, потом приводят текст к единому стилю, объясняет специалист.

По ее словам, на создание 5-7 минут текста уходит несколько часов. «Трудность состоит в том, что хочется описать все, что происходит на сцене, вот и мучаешься ради одного слова», — отмечает Воскресенская. Для тифлокомментатора не важны «красивости» языка – важно чтобы инвалиду было понятно, добавляет она.

«Перемешать» между собой зрячих и незрячих участников спектакля и есть одна из главных целей, которую поставили перед собой создатели таких представлений. Здоровые люди учатся взаимодействовать со слепыми, понимать их мироощущение и расценивать их как нормальных, равных себе членов общества. Инвалидам по зрению, благодаря подобным мероприятиям, становится легче находить общий язык с людьми, которые инвалидами не являются. Их самооценка повышается, снимаются некоторые психологические барьеры, мешавшие им ранее жить полной жизнью, и интеграция их в общество существенно упрощается.

Источник: https://specialviewportal.ru/

Информационный портал «Особый взгляд»

По материалам сайта Не Инвалид.РУ 

15:54
1.05K
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Мы используем cookie. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше.
Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.