Самый «трудный» классик
О Достоевском написано тысячи книг – критика, исследования, монографии, рецензии... Всего и не перечислишь и лучше не напишешь. Поэтому, нам, отделу обслуживания подростков и юношества, чтобы отметить эту важную дату (200 лет со дня рождения!) хотелось вспомнить высказывания мировых деятелей о том, какую роль в их жизни сыграл юбиляр и чем их восхищает талант самого «трудного» классика в мире.
Альберт Эйнштейн, известный физик, писал: «Достоевский дал мне больше, чем любой мыслитель, больше, чем Гаусс!».
Фридрих Ницше отзывался так: «… этой зимой я много размышлял о душевных свойствах русского народа, благодаря выдающемуся психологу Достоевскому, на одну доску с которым, в том, что касается остроты анализа, некого поставить даже современнейшему Парижу. Благодаря ему учишься любить русских, в еще – учишься их бояться».
В одном из выпусков передачи «Academia» на канале «Культура» Лев Аннинский, российский критик и литературовед, во вступлении к лекции о Лескове сказал: «… читали мы, конечно, поначалу (и в студенчестве, и в старших классах школы) Толстого и Достоевского. Сначала - Толстого. Думалось при этом: «Боже мой! Толстой – это же звездное небо, это же бездна какая над нами!» И - Достоевского. И думалось: «Достоевский! Это же какая бездна под нами! И как эти бездны соединить?» Бездну верхнюю - Толстого, и бездну преисподнюю – Достоевского…».
Фрэнсис Скотт Фицджеральд отмечал: «Я всегда любил Достоевского, с его широким, обращенным ко всем сердцем, любил больше других европейцев».
Впечатляет, правда?
Вот еще: Иннокентий Аннинский, русский поэт, драматург и переводчик, писал: «Читайте Достоевского, любите Достоевского, - если можете, а не можете, браните Достоевского, но читайте… по возможности только его».
И напоследок, говоря «школьной» терминологией, для закрепления материала предлагаем пройти литературный квест «Мир героев Достоевского».