Е. Евтушенко: Я прорвался в XXI век
15 июля абонемент провел для сотрудников Управления МВД Республики Калмыкия по городу Элиста информационный час, посвященный памяти Е. Евтушенко.
18 июля исполнилось бы 90 лет Евгению Александровичу Евтушенко – поэту, прозаику, одному из признанных «властителей дум» России XXвека.
Его имя стало символом времени и символом поэзии. Поэту Евгению Рейну принадлежит постулат, датированный 1997 годом: «Россия – особая страна решительно во всех отношениях, даже под углом ее поэтического облика. Вот уже двести лет во все времена русскую поэзию представляет один великий поэт. Так было в восемнадцатом веке, в девятнадцатом и в нашем двадцатом. Только у этого поэта разные имена. И это неразрывная цепь. Вдумаемся в последовательность: Державин – Пушкин – Лермонтов – Некрасов – Блок – Маяковский – Ахматова – Евтушенко. Это – один-единственный Великий поэт с разными лицами. Такова поэтическая судьба России».
Думается, что в отношении Евтушенко эта формула может быть безошибочно пролонгирована и на начало XXI столетия.
Откуда родом я? Я с некой сибирской станции Зима, где запах пороха и снега и запах кедров и зерна.
В Зиме прошли незабываемые детские годы Евгения.
Евтушенко с раннего детства считал и ощущал себя Поэтом. С 1951 по 1954 годы учился в литературном институте, из которого был исключен за поддержку романа Владимира Дудинцева «Не хлебом единым». Первый сборник стихов «Разведчики грядущего» вышел в 1952 году.
В 1956 году 23-летний поэт заявил о себе настолько громко и впечатляюще, что был услышан всеми, а сказанное в те далекие годы звенит в ушах и по нынешний день:
Появление молодого поэта на литературной сцене совпало с хрущевской оттепелью, одним из символов которой стали вечера в Большой Аудитории Политехнического музея, где вместе с Р. Рождественским, Б. Окуджавой, Б. Ахмадулиной, А. Вознесенским принимал участие и Евгений Евтушенко. Он выходил на сцену ершистый, ироничный, с колючим взглядом. Кратко поприветствовав публику, он тут же без каких-либо предисловий начинал громко декламировать свои творения. Стихи читал громко, проникновенно, чеканя каждое слово, при этом раскачивался маятником, широко жестикулировал руками.
Первые строки из пафосного вступления к поэме «Братская ГЭС» «Поэт в России больше, чем поэт» стали манифестом его творчества и крылатой фразой, которая устойчиво вошла в русский язык.
В одном из интервью Е. Евтушенко на вопрос: «Какими качествами нужно обладать, чтобы стать настоящим поэтом, ответил так.
С 1991 года после подписания контракта с американским университетом Евгений Александрович жил на два дома: в России и в США, в Москве и городе Талсе. Профессор Евтушенко преподавал там курсы о русской поэзии, а также о европейском и русском кино.
А за спиной – годы, в которые он демонстративно не явился на исключение Пастернака из Союза писателей, написал в защиту высланного Солженицына, направил телеграмму Брежневу с осуждением ввода советских войск в Чехословакию, многочисленные телеграммы и письма протеста против суда над Синявским и Ю. Даниэлем, поддержку Э. Неизвестного, В. Войновича.
Талант Евтушенко был многогранен.
Он был публицистом, сценаристом, кинорежиссером (кинофильмы «Детский сад» и «Похороны Сталина»), актером (роль К. Циолковского в фильме С. Кулиша «Взлет»), фотографом, переводчиком.
Итогом составительской и исследовательской работы Евтушенко является издание на английском и русском языках антологии русской поэзии XX века «Строфы века». JIoгическим продолжением «Строф века» стал еще более фундаментальный труд – трехтомник «В начале было Слово». Это антология русской поэзии, с XI по XXI век, включая «Слово о полку Игореве в новом «перекладе» на современный русский язык.
Творчество Евтушенко широко распространилось в нашей жизни среди людей разных поколений, разных профессий, разных взглядов на жизнь и разных литературных вкусов. Обширная популярность Евтушенко заключается не только в выдающемся поэтическом даровании, но и в том врожденном чувстве гражданственности, которое у него неразрывно с чувством времени. Он как поэт общителен, неравнодушен к человеческим судьбам, характерам.
Е. Евтушенко – поэт времени, чутко улавливающий все его главные влияния. И вместе с тем он поэт каждодневности, поэт немедленного отклика. В его поэзии соседствуют и советский актер Евгений Урбанский, и французская певица Эдит Пиаф, и Стенька Разин, и Тиль Уленшпигель.
«Людей неинтересных в мире нет» – эти знаменитые строки поэта как нельзя лучше характеризуют и его прозу. И если поэзия, как считает Евгений Евтушенко, это прежде всего самоисповедь, то проза – исповедь других твоими устами.
Ему интересны все его герои: и странный ученый, вырастивший чудо-растение ардабиолу, и самая разношерстная публика с Четвертой Мещанской, и знаменитый в прошлом футболист, и красавица-манекенщица...
Евгений Евтушенко много ездил по стране с поэтическими выступлениями, встречался с читателями. Был он и в нашей республике. Впервые он посетил ее в 1967 году в составе делегации советских писателей, принимавших участие в Днях российской литературы в республике. В последний раз он был в Элисте проездом в июне 2015 года по пути в Волгоград, где в рамках года литературы состоялось одно из мероприятий концертного тура «Поэт в России – больше, чем поэт».
С Евгением Евтушенко общалась калмыцкая поэтесса, литературовед Римма Ханинова. Они познакомились в августе 2004 года в Переделкине на даче писателя Всеволода Иванова, затем встречались в Элисте 18 мая 2010 года, когда он был здесь проездом во время литературного тура по югу России.
Подражая Пушкину, Евтушенко посвятил ей такие прекрасные строки:
Надписал на своей книге «Между городом Да и городом Нет»: «Римме – моей сестре в поэзии».
Римма Михайловна подарила поэту современную антологию «Поэзия Калмыкии», написала и опубликовала несколько заметок о встрече с поэтом. На смерть Евтушенко она откликнулась в эссе на сайте литератур стран Содружества «Созвучие».
Евгений Евтушенко – лауреат многих российских и международных премий. Но главная награда, которой он отмечен – любовь читателей и слушателей, выдержавшая испытание временем и обстоятельствами.
Стихи Евгения Евтушенко, как и предсказал сам поэт, «прорвались в Двадцать Первый век».
И сегодня Евгений Евтушенко остается тем же «Неустаюношей», каким его когда-то узнали, полюбили и продолжают любить.