Е. Евтушенко: Я прорвался в XXI век

Е. Евтушенко: Я прорвался в XXI век

15 июля абонемент провел для сотрудников Управления МВД Республики Калмыкия по городу Элиста информационный час, посвященный памяти Е. Евтушенко.

18 июля исполнилось бы 90 лет Евгению Александровичу Евтушенко – поэту, прозаику, одному из признанных «властителей дум» России XXвека.

Его имя стало символом времени и символом поэзии. Поэту Евгению Рейну принадлежит постулат, датированный 1997 годом: «Россия – особая страна решительно во всех отношениях, даже под углом ее поэтического облика. Вот уже двести лет во все времена русскую поэзию представляет один великий поэт. Так было в восемнадцатом веке, в девятнадцатом и в нашем двадцатом. Только у этого поэта разные имена. И это неразрывная цепь. Вдумаемся в последовательность: Державин – Пушкин – Лермонтов – Некрасов – Блок – Маяковский – Ахматова – Евтушенко. Это – один-единственный Великий поэт с разными лицами. Такова поэтическая судьба России».

Думается, что в отношении Евтушенко эта формула может быть безошибочно пролонгирована и на начало XXI столетия.

Откуда родом я? Я с некой сибирской станции Зима, где запах пороха и снега и запах кедров и зерна.

В Зиме прошли незабываемые детские годы Евгения.

Евтушенко с раннего детства считал и ощущал себя Поэтом. С 1951 по 1954 годы учился в литературном институте, из которого был исключен за поддержку романа Владимира Дудинцева «Не хлебом единым». Первый сборник стихов «Разведчики грядущего» вышел в 1952 году.

В 1956 году 23-летний поэт заявил о себе настолько громко и впечатляюще, что был услышан всеми, а сказанное в те далекие годы звенит в ушах и по нынешний день:

Я разный – я натруженный и праздный,
я целе-и нецелесообразный,
я весь несовместимый, неудобный,
застенчивый и наглый, злой и добрый.
Я так люблю, чтоб всё перемежалось!
И столько всякого во мне перемешалось –
от запада и до востока, от зависти и до восторга!

Появление молодого поэта на литературной сцене совпало с хрущевской оттепелью, одним из символов которой стали вечера в Большой Аудитории Политехнического музея, где вместе с Р. Рождественским, Б. Окуджавой, Б. Ахмадулиной, А. Вознесенским принимал участие и Евгений Евтушенко. Он выходил на сцену ершистый, ироничный, с колючим взглядом. Кратко поприветствовав публику, он тут же без каких-либо предисловий начинал громко декламировать свои творения. Стихи читал громко, проникновенно, чеканя каждое слово, при этом раскачивался маятником, широко жестикулировал руками.

Первые строки из пафосного вступления к поэме «Братская ГЭС» «Поэт в России больше, чем поэт» стали манифестом его творчества и крылатой фразой, которая устойчиво вошла в русский язык.

В одном из интервью Е. Евтушенко на вопрос: «Какими качествами нужно обладать, чтобы стать настоящим поэтом, ответил так.

Первое: надо, чтобы у тебя была совесть, но этого мало, чтобы стать поэтом;
Второе: надо, чтобы у тебя был ум, но этого мало, чтобы стать поэтом;
Третье: надо, чтобы у тебя была смелость, но этого чтобы стать поэтом;
Четвертое: надо любить не только свои стихи, но и чужие, однако и этого мало, чтобы стать поэтом;
Пятое: надо хорошо писать стихи, но если у тебя не будет всех предыдущих качеств, этого тоже мало, чтобы стать поэтом, ибо / Поэта вне народа нет, / Как сына нет без отчей тени./ Чтобы понять себя, народ и создает поэтов.

С 1991 года после подписания контракта с американским университетом Евгений Александрович жил на два дома: в России и в США, в Москве и городе Талсе. Профессор Евтушенко преподавал там курсы о русской поэзии, а также о европейском и русском кино.

А за спиной – годы, в которые он демонстративно не явился на исключение Пастернака из Союза писателей, написал в защиту высланного Солженицына, направил телеграмму Брежневу с осуждением ввода советских войск в Чехословакию, многочисленные телеграммы и письма протеста против суда над Синявским и Ю. Даниэлем, поддержку Э. Неизвестного, В. Войновича.

Талант Евтушенко был многогранен.

Он был публицистом, сценаристом, кинорежиссером (кинофильмы «Детский сад» и «Похороны Сталина»), актером (роль К. Циолковского в фильме С. Кулиша «Взлет»), фотографом, переводчиком.

Итогом составительской и исследовательской работы Евтушенко является издание на английском и русском языках антологии русской поэзии XX века «Строфы века». JIoгическим продолжением «Строф века» стал еще более фундаментальный труд – трехтомник «В начале было Слово». Это антология русской поэзии, с XI по XXI век, включая «Слово о полку Игореве в новом «перекладе» на современный русский язык.

Творчество Евтушенко широко распространилось в нашей жизни среди людей разных поколений, разных профессий, разных взглядов на жизнь и разных литературных вкусов. Обширная популярность Евтушенко заключается не только в выдающемся поэтическом даровании, но и в том врожденном чувстве гражданственности, которое у него неразрывно с чувством времени. Он как поэт общителен, неравнодушен к человеческим судьбам, характерам.

Е. Евтушенко – поэт времени, чутко улавливающий все его главные влияния. И вместе с тем он поэт каждодневности, поэт немедленного отклика. В его поэзии соседствуют и советский актер Евгений Урбанский, и французская певица Эдит Пиаф, и Стенька Разин, и Тиль Уленшпигель.

«Людей неинтересных в мире нет» – эти знаменитые строки поэта как нельзя лучше характеризуют и его прозу. И если поэзия, как считает Евгений Евтушенко, это прежде всего самоисповедь, то проза – исповедь других твоими устами.

Ему интересны все его герои: и странный ученый, вырастивший чудо-растение ардабиолу, и самая разношерстная публика с Четвертой Мещанской, и знаменитый в прошлом футболист, и красавица-манекенщица...

Евгений Евтушенко много ездил по стране с поэтическими выступлениями, встречался с читателями. Был он и в нашей республике. Впервые он посетил ее в 1967 году в составе делегации советских писателей, принимавших участие в Днях российской литературы в республике. В последний раз он был в Элисте проездом в июне 2015 года по пути в Волгоград, где в рамках года литературы состоялось одно из мероприятий концертного тура «Поэт в России – больше, чем поэт».

С Евгением Евтушенко общалась калмыцкая поэтесса, литературовед Римма Ханинова. Они познакомились в августе 2004 года в Переделкине на даче писателя Всеволода Иванова, затем встречались в Элисте 18 мая 2010 года, когда он был здесь проездом во время литературного тура по югу России.

Подражая Пушкину, Евтушенко посвятил ей такие прекрасные строки:

Разглядели Вы, Римма Ханинова,
малолетку-сапера во мне
среди поля огромного минного
в нашей взрывоопасной стране.
Может, выгляжу я чуть комично,
буратинистый странный поэт,
но без Вас, дорогая калмычка,
меня в будущем, видимо, нет.
Скакуном я останусь не в мифе, не в притче,
перепрыгну любую межу,
только Вы меня чуть окалмычьте,
и тогда над вселенной заржу…

Надписал на своей книге «Между городом Да и городом Нет»: «Римме – моей сестре в поэзии».

Римма Михайловна подарила поэту современную антологию «Поэзия Калмыкии», написала и опубликовала несколько заметок о встрече с поэтом. На смерть Евтушенко она откликнулась в эссе на сайте литератур стран Содружества «Созвучие».

Евгений Евтушенко – лауреат многих российских и международных премий. Но главная награда, которой он отмечен – любовь читателей и слушателей, выдержавшая испытание временем и обстоятельствами.

Стихи Евгения Евтушенко, как и предсказал сам поэт, «прорвались в Двадцать Первый век».

Я приду в двадцать первый век.
Я понадоблюсь в нём, как в двадцатом,
не разодранный по цитатам,
а рассыпанный по пацанятам,
на качелях, взлетающих вверх…

И сегодня Евгений Евтушенко остается тем же «Неустаюношей», каким его когда-то узнали, полюбили и продолжают любить.

14:36
2.18K
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Мы используем cookie. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше.
Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.