Как вечно Пушкинское слово
Литературный час о книгах А. С. Пушкина из фонда Регионального центра по работе с книжными памятниками БУ РК «Национальная библиотека им. А. М. Амур-Санана» к Пушкинскому дню России и Дню русского языка
Сбирайтесь иногда читать мой свиток верный,
И, долго слушая, скажите: это он;
Вот речь его. А я, забыв могильный сон,
Войду невидимо и сяду между вами,
И сам заслушаюсь, и вашими слезами
Упьюсь… и, может быть, утешен буду я
Любовью; …
А. С. Пушкин «Андрей Шенье», 1825 г.
Александр Сергеевич Пушкин (26 мая [6 июня] 1799 – 29 января [10 февраля] 1837) входит в наш мир с самого детства. Сначала это «У лукоморья дуб зеленый…», затем «Руслан и Людмила», сказки, вольнолюбивая лирика, «Дубровский», южные романтические поэмы, «Капитанская дочка», «Повести Белкина», роман в стихах «Евгений Онегин» – энциклопедия русской жизни. Пушкин со временем становится для большинства из нас полумифической фигурой из русской истории и школьного курса литературы, с портретом в библиотеке, монументом на площади: каждый помнит о нем что-то.
По мере того, как шло время, росла слава Александра Сергеевича, память семейная, дружеская все отчетливее осознавалась как память национальная. Не случайно интерес читателя ко всему, что связано с личностью поэта, является характерной чертой нашего времени и находит новые формы для своего выражения. Произведения Пушкина и богатейший материал о его жизни становятся реликвиями русской культуры.
Национальная библиотека им. A. M. Амур-Санана – одно из хранилищ этих реликвий. В книжном фонде библиотеки находятся сотни изданий произведений А. С. Пушкина и литературы о нем, лучшая и наиболее ценная часть этих книг принадлежит фонду Регионального центра по работе с книжными памятниками (далее РЦКП): издания XIXи начала XX веков; экземпляры, являющиеся лучшими образцами художественного оформления, иллюстрированные известными отечественными художниками; палеографического или полиграфического исполнения; миниатюрные, факсимильные и репринтные издания.
В XIXи в начале XX века часто печатались книги А. С. Пушкина в том числе и многотомные собрания сочинений, но, в силу обстоятельств, фонд РЦКП имеет разрозненные тома произведений поэта того времени. Среди них следует отметить издания произведений А. С. Пушкина Императорской академии наук – 1899, 1905, 1910, 1912, 1914 годов; издание известного журналиста и издателя того времени А. С. Суворина 1903 года – все они вышли из типографий Санкт-Петербурга; собрание сочинений поэта в серии «Библиотека великих писателей» – Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона 1909-1910 годов. Достойным продолжением этой серии стала современная серия «Библиотека великих писателей. Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона» «А. С. Пушкин» – это возрождение лучших традиций отечественного книгопечатания. В издании 2004 г. полностью повторен формат легендарной серии, а бережно отобранные тексты представлены в кожаном переплете с золотым тиснением и в роскошном обрамлении лучших работ художников-иллюстраторов.
К 100-летию со дня рождения А. С. Пушкина, в Санкт-Петербурге в 1899 году, был издан «Пушкинский сборник», средства от продажи, которого планировались на устройство села Михайловского. А. С. Суворин бесплатно произвел все типографские работы. В сборник вошли поэзия и проза около восьмидесяти авторов (В. Авенариуса, А. Амфитеатрова, Л. Бальмонта, 3. Гиппиус, Л. Майкова, Д. Мережковского, Г. Михайловского (Гарина), К. Случевского, Ф. Сологуба, А. Чехова, и других), переводы произведений А. С. Пушкина на французский, немецкий и халдейский языки. Завершает книгу «Родословие А.С. Пушкина», составленная М. Муравьёвым. Позже, в силу причин, доход от издания сборника пошел на создание памятника поэту в Петербурге. В 1899 г. была издана поставщиком двора Его Величества т-во скоропечатни А. А. Левенсонъ книга профессора Всеволода Миллера «Пушкин, как поэт-этнограф» с приложением неизданных народных песен, записанных А. С. Пушкиным. Книга Лобанова, Д. И. «О месте дуэли А. С. Пушкина» (Кутаиси, 1899). Позже в 1912 г. в Санкт-Петербурге «Словарь литературных типов. Пушкин. Типы Пушкина»: выпуски 7 и 8. Читатели, интересующиеся историей гибели Пушкина по достоинству оценят книгу «Дуэль Пушкина с Дантесом-Геккереном. Подлинное военно-судное дело 1837 г.» – репринтное издание 1900 г. – (М., 1994). Она избавит их от утомительных путешествий по архивам и проливает свет на события трагической гибели Пушкина и обстоятельства, которые ей предшествовали. А также труды Е. Воскресенского и В. Покровского о жизни и творчестве поэта изданные в 1909 и 1910 годах в типографии Товарищества И. Д. Сытина.
С 1917 по 1936 годы выпущено 248 изданий отдельных произведений, сборников, избранных и полных собраний сочинений А. С. Пушкина общим количеством в девять миллионов экземпляров. Это издания хорошей редакционной обработки, с текстологическими, историко-литературными и редакторскими пояснениями. В коллекции «Пушкиниана» РЦКП хранятся некоторые издания этого периода. Полное собрание сочинений в 6-ти томах, тома I, II, III, IV: под редакцией М. А. Цявловского; художник А. М. Суриков (Москва; Ленинград: ACADEMIA, 1936). «Гавриилиада» вышедшая под редакцией крупного русского филолога Б. В. Томашевского репринтное воспроизведение издание 1922 г (Петербургъ: Государственная типография [бывш. Голике и Вильборг]). По мнению специалистов, издание это, бывшее для своего времени эталонным – наиболее научно выверенным и точным, с интересом воспримется и сегодня. Книги М. Гершензон. «Мудрость Пушкина» (Москва: Т-во «Книгоиздательство писателей в Москве», 1919); А. Полякова «О смерти Пушкина» в нее вошли документы, относящиеся к 1820-1860 гг. ценные с исторической, историко-литературной и бытовой стороны, изданная в Петербурге в 1922 г. К 100-летию со дня гибели А. С. Пушкина были изданы биография поэта «Александр Сергеевич Пушкин» В. Кирпотина; переизданы «Записки о Пушкине» И. Пущина (редакция, статья и примечания С. Штрайха); «Александр Сергеевич Пушкин» К. Беркова; «Пушкин в искусстве Палеха» Г. Жидкова; «Пушкин на Кавказе» Л. Семенова. Среди научных трудов, в этот период вышли два тома «Временника Пушкинской Комиссии» Академии наук СССР; описание рукописей Пушкина, хранящихся в Академии Наук СССР (составители Л. Б. Модзалевский и Б. В. Томашевский); «Пушкин-критик = Пушкин о литературе» (М.; Л., ACADEMIA, 1934); «Пушкинский календарь» (Ленинград, 1937, ОГИЗ; СоцЭГИЗ) богато иллюстрированное издание с портретом поэта работы художника В. Тропинина.
Журнал «Смена», № 9 1937 г. полностью посвящен жизни и творчеству А. С. Пушкина. Прекрасно иллюстрированный журнал содержит богатый художественный материал: отрывки из произведений поэта, воспоминания, биографические очерки, списки книг о Пушкине. Читателям нашей республики этот номер журнала будет особо интересен статьей «Как мы спасли домик няни», в котором приведен рассказ полковника, красного командира калмыка Загида Ходжеевича Гареева о том, как он спасал домик няни Пушкина.
Работа над подготовкой материала к изданному в 1956 г. «Словарю языка Пушкина» началась в 1933 г. И получило прочную базу в 1938 г. под руководством профессора Г. О. Винокура при Музее А. С. Пушкина Института мировой литературы АН СССР. Прерванная Великой Отечественной войной 1941-1945 гг., эта работа была продолжена в Институте русского языка АН СССР, а затем в Институте языкознания АН СССР. После смерти в 1947 г. профессора Г. О. Винокура работу по созданию словаря возглавил академик В. В. Виноградов. Словарь состоит из четырех томов.
А. С. Пушкина писали, рисовали, гравировали почти все известные художники. Большую художественную и документальную ценность представляют книги, включающие собрание изображений поэта, виды мест, связанных с его биографией, в них рассматривается иконография А. С. Пушкина в графике, живописи и скульптуре от первого портрета начала XIX века до изображения 1980 годов. Создатели большинства работ, содержащихся в альбомах, – известные мастера русского и советского изобразительного искусства с конца XVIII века и до наших дней. Среди них В. Л. Боровиковский, В. А. Тропинин, О. И. Кипренский, А. П. и К. П. Брюлловы, И. Е. Репин, И. К. Айвазовский, Г. Г.Мясоедов, В. А. Серов, А. Н. Бенуа и другие.
Этот вид изданий отличается высоким качеством полиграфического исполнения и представлен в нашей коллекции такими названиями, как «Пушкин и его время в изобразительном искусстве первой половины XIX века» (Л., 1985), «Пушкинский Петербург» (Л., 1974), «А. С. Пушкин в русской и советской иллюстрации». «А. С. Пушкин и его современники в портретах из собрания Пушкинского дома» издан в Санкт-Петербурге к 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина в рамках проекта «Книжная культура России». В этом издании представлены 300 портретов, запечатлевших А. С. Пушкина и его современников, из собрания Литературного музея Института русской литературы (Пушкинский Дом) Российской Академии наук. Большинство материалов было опубликовано впервые. Издание сопровождают статья и комментарии специалистов.
Книга «Музей-квартира А. С. Пушкина» (Л., 1989) посвящена единственному в Санкт-Петербурге мемориальному музею, связанному с жизнью и деятельностью А. С. Пушкина, – последней квартире поэта на набережной Мойки, 12. Путеводитель «Пушкинские места» (М., 1988) знакомит читателя с памятными местами, где жил, творил и просто бывал великий поэт, всегда остро чувствовавший дух местности. Среди заветных пушкинских мест Болдино занимает особое почётное положение. Книгу «Болдино Осень 1830» (М., 1989) Евгений Кассин назвал фотолитературной композицией. Документальный и художественный материалы сочетаются в единый сюжет, помогая постичь явление, именуемое в творческой судьбе Александра Сергеевича «Болдинской осенью». «Обитель дальняя трудов Болдино» (М., 1981) это фотоальбом о своеобразной природе этой земли. Здесь Пушкиным созданы произведения высочайшего художественного совершенства. В этом уголке поэт нашёл то, что искала его душа «приют спокойствия, трудов и вдохновения».
Важное место в коллекции «Пушкиниана» занимают миниатюрные издания. Это, прежде всего собрание сочинений А. С. Пушкина в 10-ти томах (М., 1982), куда входят художественные произведения, литературно-критические статьи, историческая проза, дневники, письма, воспоминания. Избранное А. С. Пушкина в 3-х томах (Ставрополь, 1978), куда вошли стихотворения, поэмы, проза, заметки, письма. Широко представлен Александр Сергеевич в миниатюрах отдельно изданными произведениями – это стихотворения, эпиграммы, сказки, поэмы, проза. Среди них «Стихотворения: 1825-1836 гг.» (М.; Л., 1928); «Евгений Онегин» факсимильное воспроизведение текстов первого прижизненного издания в типографии Департамента народного просвещения, 1825, 1826, 1828, 1830, 1832 гг.; факсимильное издание «Евгения Онегина» выпущенное типографией «Экспедиции заготовления Государственных бумаг» в 1837 г.; факсимильное издание «Руслана и Людмилы» (Санкт-Петербург: в типографии Н. Греча, 1820). А также в миниатюрах тематическими сборниками «Близ дивных берегов. Южная ссылка. Кавказ», «Воспетые Пушкиным», «Прекрасны вы, брега Тавриды», «Пушкин и Кавказ», «Пушкин и книга», «Пушкин и шахматы», «Пушкинский экслибрис», «Теегин иньг, танд [Тебе, друг степей]».
Лучшие традиции книжного искусства иллюстрируют книги с рисунками известных художников, каждая из них – произведение искусства с совершенно особым, присущим только ей художественным обаянием.
Экземпляр А. С. Пушкин «Домик в Коломне» (Л., 1988), привлекает прежде всего красотой гравюр В. А. Фаворского в виде заметок на полях страниц, которые удачно передают динамику стиха поэмы. Свидетельством серьезной работы художника над книгой как предметом искусства служит издание «Медный всадник» А. С Пушкина с сюитой превосходных рисунков А. Н. Бенуа. Это факсимильное воспроизведение поэмы издания 1923 года, вышедшего в свет в Ленинграде в 1989 году. Книга отличается высоким качеством воспроизведения иллюстраций, общей культурой издания в целом. «Пиковая дама» превосходно отражается в графике А. Н. Бенуа,
Рисунки М. А. Врубеля предназначались для «туманных картин» и должны были демонстрироваться в Академии художеств. Три рисунка – «Сальери», «Моцарт и Сальери слушают игру слепого музыканта» и «Сальери всыпает яд в бокал Моцарта» – были воспроизведены в отдельном издании лишь после смерти художника. Издание это было предпринято в Петрограде в 1917 году в лучшей типографии и вышло под маркой «Общины св. Евгении». Издатели не случайно обратились к наследию Врубеля, так как выполненные им рисунки к «Моцарту и Сальери» по своему художественному достоинству намного превосходят все созданные до него в этой области. Факсимильное воспроизведение «Моцарта и Сальери» Пушкина 1917 года вышло в Ленинграде в 1989 году и является одним из лучших образцов коллекции «Пушкиниана» нашей библиотеки.
Издатели и иллюстраторы всегда относились к произведениям Пушкина с особой любовью. За многие десятилетия были созданы настоящие шедевры книжного искусства, в которых творения гениального поэта смотрятся в зеркало работ великих художников. «Евгений Онегин» – в изящных рисунках Н. В. Кузьмина, а лирика Пушкина оживает в цикле силуэтов Н. В. Ильина, «Руслан и Людмила» с иллюстрациями художников Палеха Б. Н. и К. В. Кукулиевых, «Маленькие трагедии» с рисунками В. Фаворского, «Сказки» с рисунками В. Лагуна и другие, не менее замечательные книги.
Заново познакомиться с давно прочитанной и в то же время ещё неизвестной пьесой А. С. Пушкина «Русалка» (В. Рецептор, М. Шемякин «Возвращение Пушкинской Русалки» – СПб., 1998) предлагает выдающийся русский художник современности Михаил Шемякин, никогда прежде не иллюстрировавший Пушкина. Сделанное им невероятное выставочное количество законченных иллюстраций уже само по себе даёт пищу для размышлений об ответственности художника перед именем великого поэта. У нас есть возможность познакомиться с текстом, выведенным рукой самого А. С. Пушкина. Летящий пушкинский почерк, заполняющий двадцать четыре страницы рукописи – факты графического искусства. Поэтому эскизы и графические импровизации Михаила Шемякина на тему «Русалки» сошлись с фототипическим портретом пушкинской рукописи. Книга адресована не только русскому, но и англоязычному читателю. Поэтический перевод сделал известный английский писатель Д. М. Томас.
Как известно, А. С. Пушкин и сам был талантливым художником, необыкновенной была его графика, и хотя эта область была для поэта всего лишь любительством – любитель и тут оказался гением. Рисунки поэта возникают главным образом вокруг стихотворных текстов, сюжеты их разнообразны – деревья, птицы, лошади, женские ножки, профили, автопортреты, иллюстрации к своим произведениям.
Рисунки Пушкина – это целый мир образов, воображаемых и реальных, порожденных его творчеством и феноменальной памятью. Огромное графическое наследие поэта раскрывают книги «Рисунки Пушкина» Т. Г. Цявловской (М., 1987) и «Болдинские рисунки А. С. Пушкина, 1830, 1833, 1834» Ю. И. Левина (Горький, 1988), в которых, кроме большого количества рисунков, даются подробные комментарии к каждому из них.
Вопрос о том, что читал Пушкин, имеет чрезвычайно существенное значение не только в плане биографическом, но и в плане историко-литературном. Узнать круг чтения поэта мы сможем из книги Б. Л. Модзалевского «Библиотека А. С. Пушкина» (М., 1988) это репринтное воспроизведение издания, вышедшего в типографии Императорской АН Санкт-Петербурга в 1910 году. Б. Л. Модзалевский произвёл кропотливый и долгий труд по описанию библиотеки Пушкина (почти 4000 книг) её ценность не подлежит сомнению. При изучении творчества поэта ни один исследователь не сможет теперь пройти мимо них.
Ц. Д. Леджиева – зав. РЦКП